Эта выставка про Святую Екатерину как будто бы создана для того, чтобы запутать зрителя. Честно говоря, я уже и так путаюсь в реальной жизни с двумя Екатеринами, а тут еще и выставка, где все смешалось!
Вот представь себе, идешь ты по музею, чувствуешь себя почти как эксперт в искусстве, а тут бац — вдруг перед тобой две Святые Екатерины! Одна в короне и дорогой одежде, другая с терновым венцом и в монашеском платье.
Ну как так-то? Это все равно что встретить двух близнецов, которых не удается отличить друг от друга, потому что один носит кепку, а другой — шляпу.
И вот еще один казус: сначала я думал, что изображенный на иконе спаситель — это все тот же младенец Иисус, которого часто показывают на подобных картинах. Но выяснилось, что не-а, это уже взрослый Иисус! А ты ничего не понимаешь, привык же уже к тому, что он всегда малыш на таких иконах.
Только начинаешь разбираться в одной Святой Екатерине, а тут бац — вторая выходит на сцену со своим взрослым Иисусом. Да еще и обручение какое-то!
И что за дела с Обручением Святой Екатерины.
Я вот тоже своим друзьям пытался объяснить, что это не просто фраза типа «Обручение с розовой георгиевной». Это тема, которую целые поколения художников изображали на своих работах.
И даже вот Экатерина Сиенская, которая как бы позже жила, но все равно тоже щедро участвовала в этом обручении. На миниатюрах, на картинках — везде она!
И с этими иконами в музее… Я уже их вижу, как они шепчут друг другу под нос: «Ты выдерживаешь стиль иконописи или уже сдаваться?» «Да не, братан, глянь на этих европейских красавцев, как они разнообразны!» И все это на фоне прогуливающихся по залу посетителей, которые очень серьезно кивают головами, оценивая каждую доску без окладов.
Конечно, при всем при этом, такие выставки — это интересно.
Ведь они заставляют задуматься, порой даже посмеяться над тем, насколько запутаны некоторые исторические события, связанные с искусством. Но в целом, если бы мне пришлось брать билет вместе с основной экспозицией музея, чтобы увидеть этот цирк с двумя Святыми Екатеринами, то я бы, пожалуй, подумал, стоит ли мне такой артефакт.
И вспоминается мне анекдот: встретились два атеиста у иконы Святой Екатерины. Один говорит: «Не верю, что это святая.» Другой отвечает: «Да не знаю, дай-ка я лучше обручу тебя с одной из них, пусть она сама тебе докажет, что святая!»
И вот такие пироги, с двойными святынями и обручениями.
В мире искусства хватает загадок и тайн, чтобы порой даже самым опытным зрителям пришлось задуматься, в чем же тут все-таки смысл.